Отчет о путешествии на автомобиле по южной Скандинавии

На автомобиле по южной Скандинавии

Практическое пособие для тех, кто собирается посетить Финляндию, Швецию или Данию на автомобиле. Это не сухой заказной путеводитель, а личные впечатления и опыт, полученный от собственных поездок по этим странам. Май 2006 года. Идея посетить Скандинавию на автомобиле на майские праздники посетила светлые умы членов нашей экспедиции еще в лютые долгие февральские вечера.

Когда зима 2006 пыталась заморозить нас до состояния оцепенения и любые попытки выйти из дома пресекались бдительным мозгом, началась разработка маршрута. Уже на начальном этапе мы поняли, что в 4м нам не уехать, желанием посмотреть Швецию наделены многие и многие. В итоге долгого и тщательного отбора вариантов мы все же смогли найти оптимальное решение – списочный состав насчитывал 10 имен: очаровательный ребенок 8 лет и 9 взрослых членов экспедиции от 15 до 45.

Выбирая Скандинавию в качестве места отдыха, мы ставили цель сэкономить. Скажем честно – не получилось :))). Но я ни в коем случае не хочу разрушить хрупкую правду о том, что отдыхать в Швеции и Финляндии дикарями на автомобиле дешево. Это действительно так. В силу определенных обстоятельств мы выбирали в качестве мест для ночевки отели, а в качестве мест для обедов и ужинов – рестораны. Поэтому отдых не получился таким дешевым, как мы рассчитывали, но получился в 2 раза интересней, чем это было запланировано!

Мой рассказ будет полезен и тем, кто едет на машине из Москвы (или любой другой точки России), и тем, кто собирается совершить перелет в Стокгольм, Копенгаген или другой город Швеции или Дании, взять там машину в аренду и поездить по этим странам. В рассказе даны упоминания всех основных достопримечательностей как на русском, так и на английском в том написании, как это принято в странах для облегчения поиска их на картах и дорожных знаках.

Скандинавские языки содержат специальные буквы, которые внешне похожи на буквы a и о, но снабжены одним или двумя кружочками сверху, или вовсе перечеркнуты. Следовательно эти буквы и читаются не как обычные а и о. При написании русских вариантов мной учитывались транскрипции, используемые местными жителями при произнесении этих названий. Поэтому спрашивать у местных можно по русской транскрипции, а вот искать названия на указателях удобней – по латинскому написанию. Надеюсь, проблем не будет.

Знание Швеции и немного – языка, автоматически превратило меня в гида-экскурсовода не только в Стокгольме, но и почти во всех районах Швеции. Если Вы едите без гида то минимальный английский не просто необходим, а обязателен. В качестве основы для маршрута была выбрана Южная Швеция и Дания. Выбор объяснялся просто – в мае именно в этой местности уже достаточно тепло, дороги не горные и можно преодолевать большие расстояние, шанс что кого-то укачает минимален.

В качестве опорных точек были выбраны Стокгольм, Виммербю – сказочная деревня Астрид Линдгрен, остров Эланд и Царство стекла, Мальмо и Копенгаген, Леголенд в Биллунде, Фьюнская деревня, замки Эгесков, Фредериксборг, Кронборг. Снова Швеция – Хельсинборг, Гетеборг, Вадстена. Для составления маршрута была приобретена программа Microsoft Autoroute и я рекомендую ее использование всем в обязательном порядке при подготовке таких поездок. Основной маршрут был намечен еще из Москвы и рассчитан на 12 дней.

С собой мы брали только карту России, но она включала местность до Хельсинки. Приезжая в страну обязательно купите карту на ближайшей заправке. Если вы планировали маршрут в MS AutoRoute и не берете его с собой на ноутбуке, то не поленитесь переписать основные моменты при движении – номера дорог и примерные расстояния, это очень пригодится.

Но вернемся к подготовке поездки. В Москве мы заказали:

визы в Финляндию (для получения надо: заграничный паспорт, действительный не менее 4 мес со дня предполагаемого возвращения, анкеты на русском, две фотографий 3,5*4,5 на голубом (строго) фоне и 50 евро. (Никаких справок и зарплате и бронировании отелей – очень удобно. Напомню, что это данные мая 2006 года, требования могут менятся!)

  • паром Хельсинки – Стокгольм – Хельсинки
  • гостиница на две ночи на окраине Стокгольма
  • гостиница на две ночи в городе Оденсе, Дания
  • гостиница на одну ночь в центре Стокгольма.

Ночевки на остальное время мы планировали выбирать сами из разряда наиболее дешевых. В Швеции насчитывается примерно 750 кемпингов. На дорогах они отмечены сине-белым значком с изображением палатки. Все они аттестованы и классифицированы по трем категориям в зависимости от набора предоставляемых услуг. В кемпингах могут быть в наличии ресторан, закусочная, прачечная, сауна, мини-гольф, теннисный корт, телевидение, аренда лодок, каноэ, велосипедов.

Стоимость составляет от 90 до 165 крон. Каталоги кемпингов выпускаются ежегодно; издания можно найти в Информационной службе Стокгольма (Дом Швеции) или в газетных киосках Швеции (Pressbyran). Актуальная информация о ценах и хостелах всегда есть на сайте www.stfturist.se

Итак, покончив с этапом поиска и анализа информации, сбором вещей, фотоаппаратов и камер, 28 апреля в 17-00 был дан низкий старт в сторону Финской границы на автомобиле импортного производства. Это было первой ошибкой. 28 выпало на пятницу перед 1 мая, мы попали во все пробки Москвы. В Питере оказались только в 4 утра (пробег 700 км). Времени отсыпаться нам уже не осталось и усталые (но довольные) мы выехали в сторону Выборга и к 7-00 мы были на пограничном посту Торфяновка (200 км от Питера).

Таможню нужно проходить утром, именно это избавит Вас от нудного стояния в очереди. Через 40 минут мы уже мчались по Евросоюзу. 29 мая к 10 часам утра мы были в Хельсинки. Поставив машину на стоянку (и с недосыпа оплатив сразу ее на день – 24 евро) прямо в центре города, мы пошли гулять. Прогулка не клеилась, кроме сильного холодного ветра нам мешал недосып. В итоге все "набродились" уже к часу дня, а до погрузки на паром оставалось еще 3 часа. Их мы провели в машине, пытаясь получить сон, сорванный ночью.

Не повторяйте чужих ошибок. Рассчитывайте, что дорога из Москвы до Питера – 10 часов. До Выборга – 13 часов. Вариант N1 – переезд до Хельсинки с ночевкой в Питере, вариант N2 – с ночевкой в Выборге. По второму варианту, безусловно, времени в Финляндии будет больше. Финляндия идеальна для отдыха в коттеджах – как на материке, так и на Аландских островах (www.alanad.se). Информацию о коттеджах и их бронирование рекомендую осуществлять напрямую в финской компании www.lomarengas.fi. С визами помогут в любом турагнестве, но при оплаченном коттедже вы их без труда получите сами.

На паром мы приехали с большим запасом. В этот раз мы шли Викинг Лайном (www.vikingline.se). Субъективно паромы Викинга более аскетичные в смысле развлечений, но и более экономичные. Мне они понравились больше Сильи Лайн (silja.ru). Паромы отправляются практически одновременно и красиво идут по предместьям Большого Хельсинки предоставляя любоваться отличными видами.

Из Москвы мы забронировали каюты без окна на 2 палубе (кто не знает, то это сразу под автомобилями ниже ватерлинии, а значит не только без окна, но и еще под водой!). Для человека впечатлительного, смотревшего разные фильмы про море и изучившего все новостные ленты 97 года про паром Эстония, это будет испытанием. Поэтому при выборе каюты зайдите в темную комнату и представьте что она под водой. Если вы не пробудете в ней и минуты (а в темной каюте Вам спать ночь), то не думая берите каюту с окном. От отдыха надо получать удовольствие, а не лежать всю ночь со своими страхами.

Если есть план провести всю ночь в баре, то берите самую дешевую каюту. Некоторые финны или шведы по дороге домой так и делают, покупая только входной билет на паром без каюты. В завершении стоит отметить, что на балтийских паромах безопасности уделено ОЧЕНЬ много внимания. На пароме практически все – сплошное удовольствие. Ужин и завтрак – очень вкусно, сходите обязательно. Виды из окон и верхней палубы – захватывает дух в прямом и переносном смысле. Находясь на пароме одной компании вы почти всегда сможете наблюдать паром другой компании. Ночью паромы зайдут на Аландские острова в порт Маарианхамина.

Вариант Хельсинки – Стокгольм – Хельсинки не единственный. Есть еще Турку – Стокгольм – Турку. С одной стороны Турку находится дальше и кроме столицы есть шанс посмотреть еще и древний шведский город Обу (Aby) (он же Турку). Но из Турку паром уходит поздно вечером и уже рано утром (6 утра в Швеции) он в Стокгольме. Делать в городе в это время нечего совсем и если вы не планируете в тот же день уехать куда-то дальше шведской Столицы, мой Вам совет – езжайте через Хельсинки, если нужно ехать сразу дальше – через Турку.

Есть и еще один вариант для тех, кто ну совсем не переносит море – поездка в объезд Ботнического залива через город Хапаранда/Торнио (Haparanda/Tornio), кстати находящуюся в двух шагах от полярного круга и города Рованиеми – столицы Санта Клауса. Но перепробег составит около 1400 км, сколько это даст задержку в днях, Вы можете посчитать сами.

30 апреля утром паром благополучно причалил в центре Стокгольма (кстати, это еще одно преимущество перед Сильей, у нее паромы швартуются далеко от центра) мы пошли менять каюту на обратную дорогу. В дороге сменить тип каюты дороже в 6 раз, проверено нами и Паромным центром, в котором нам советовали трижды подумать про каюты ниже ватерлинии. Для начала мы решили взять карты города, страны и поменять деньги, для чего направились на Центральный вокзал (T-Centralen).

В Швеции из наличности принимают только Шведские кроны – SEK с этим довольно строго, но в мелких лавках вы можете и уговорить продавца взять Евро и даже доллары. На центральном вокзале вы найдете карты города, страны, другую полезную информацию. Информацию о кемпингах, выставках и отелях можно найти в Шведском доме (Swedish house). От вокзала до него по прямой улице Кларасбрег (Klarasbergsgatan) около 1 км (сразу за Sergels torg).

После завершения всех обменно-информационных ритуалов мы выдвинулись на север, в город Упсала. Выбор прост – заселение в гостиницах после 14-00 и ждать этого часа в городе бессмысленно, а вот осмотреть достопримечательность, находящуюся в часе езды – в самый раз. 30 апреля – праздник Вальпургиевой ночи в Швеции. Толпы студентов из университетских городков по этому случаю вывалили на газоны и мирно уплетали еду из корзинок, пиво из банок, готовили еду на газовых горелках и мирно болтали на огромных пледах, постеленных прямо на траве многочисленных парков.

За людьми, которые перешли в состояние измененной психики чуть раньше остальных, старалась присматривать полиция. Полиция уговаривала проехать с ними, как говорится – для выяснения. Но без рвения. Правда на наших глазах одну тетю, которая банально нарезалась, он посадили в машину с клеткой весьма жестко и настойчиво, Но в целом – все тихо, мирно. Город очень понравился, рекомендуем!

Возвращаясь в Стокгольм вы можете обратить внимание на следующие замки – все они находятся очень близко от города и друг от друга: В городке Мелардален (Melardalen), в 2 км от Упсалы расположен замок Викс (Wiks slott). Чуть дальше находится замок Хакеберга (Hackeberga slott), история которого началась еще в XIV веке, расположен на одном из семи островов озера. Замок неоднократно упоминается в произведениях шведского ботаника и путешественника Карла Линнея. Современное здание замка было построено в 1875 году. Сейчас в замке расположен отель.

Еще западнее находится: Энгсо (Engso slott), открыт для посещения с 1 мая по 31 августа. В экспозиции музея представлены интерьеры, отображающие различные эпохи, предметы быта, народные промыслы и живопись. Замок Гронсе (Gronsoo slott) был построен на берегу озера Маларен в 1611 году. Здание построено в стиле Ренессанс из серого камня и кирпича. По углам замка возвышаются четыре квадратных башни. Посетить замки стоит при наличии свободного времени, специального посещения они не заслуживают. Еще в регионе стоит посетить замок: Стромсхольм (Stromsholms slott).

Города Сигтуна расположен рядом с Арландой (Arlanda), где находится международный стокгольмский аэропорт (половина пути от Упсалы до Стокгольма). В городе есть Культурный центр дворца Стенинге (Steninge slott) с театром под открытым небом и выставками изделий кустарного промысла. Подробнее история дворца на сайте www.steningeslott.com. В 10 км от города Сигтуна находится замок Скоклостер (Skokloster slott). На подъезде к Стокгольму находится дворец Розерзберг (Rosersbergs Slott). Дворец Розерзберг – дворец 17-го века с хорошо сохранившимся интерьерам с 1795-1825.

Дворец имеет большой Причудливый парк и Английские сады. Дворец открыт с июня по август ежедневно, кроме понедельника с 12 до 15. Из центра города можно доехать со станции Т- Centralen на электричке до станции Розерзберг (Rosersberg). Время в пути – 40 минут. Время неумолимо шло к закату и мы отправились на поиски нашего отеля. Без труда отыскали пригород Стокгольма – Брома (Bromma), где и располагался наш отель Scandic Bromma, арендованный на 2 дня. Отели в городе и в пригородах существенно отличаются по ценам, иногда в 2 раза, на этом можно экономить.

Бромма в этом отношении еще и примечательна тем, что там есть станция стокгольмского метро и в 3 км от нее находится Дроттнингхольм (Drottningholm slott) – действующая резиденция Короля Швеции, где он и проживает со своей семьей постоянно с 1981 года, когда Королевский дворец в Стокгольме был отдан по действующий и поныне музей.

Название дворца переводится как Остров Королевы, так как на этом острове еще в 16 веке король Юхан III построил замок для своей жены-королевы, который вскоре сгорел. Новый дворец был построен шведской династией архитекторов Тессин в 1744 году. Во дворце бывал весь свет, среди них Карл Линней – выдающийся ботаник, посвятивший немало времени дворцовым паркам. Сейчас это уникальное сохранившееся наглядное пособие садово-паркового искусства, сочетающееся с многочисленными скульптурами из бронзы, прибывшими сюда из дворца Фредериксборг в Дании.

Дворец открыт с мая по август ежедневно с 10 до 16.30, в сентябре ежедневно с 12 до 15.30. С октября по апрель – по субботам и воскресеньям с 12 до 15.30. Если вы хотите посмотреть дворец Дроттнингхольм и поселились в Стокгольме, то вы можете доехать до станции Броммаплан (Brommaplan) на зеленой ветке метро и от нее пешком (2-3 км, если ветер или непогода, то лучше не рисковать, идти по берегу) или 3 остановки на 317 автобусе. Время в пути – 40 минут. На территории большого Стокгольма находится еще один дворец – Ульриксдал (Ulriksdal slott).

Общественный транспорт

Общественный транспорт в городе очень дорог, если покупать разовые купоны. Поездка в одной тарифной зоне обойдется примерно в 150 рублей на наши деньги (3 купона по 15 крон). Но так поступают только не грамотные туристы. На любой станции метро в кассе вы можете купить Forkopta enkelbiljetter за 180 крон или ее же но в салоне автобуса (иногда нет в наличии) за 200 крон. Это абонементная книжечка с 10 купонами. Для проезда 1 человека нужен всего 1 такой купон.

При заходе в метро или автобус вам этот купон штампуют, проставляя время прохода. С этого момента вы можете пользоваться любым видом транспорта 1 час. Учитывайте это при планировании маршрутов и спокойно предъявляйте водителям в автобусах или контролерам в метро купоны, которые были проштампованы менее часа назад для прохода.

Не стоит платить лишнего. Цены часто меняются и поэтому актуальную информацию о Стокгольмском транспорте с ценами на билеты и схемы проезда ищите на сайте www.sl.se. Если вы выбрали способом передвижения не автомобиль, а поезд, то Вам будет полезен этот сайт. Информацию о Шведских железных дорогах вы найдете на www.sj.se. Мы же коротали вечер в уютном итальянском ресторане в Бромме, в котором нашей большой компании не хотел уступать большой стол один упрямый старый швед, сидевший за ним в одиночестве.

Самое интересное, русскую речь, содержащую упоминания о его родственниках и их неблагополучии он понял как любой русский человек и быстро освободил столик. Конфликт был задушен в зародыше, шведы – милые и отзывчивые люди! Интересный факт: известный всему миру <шведский стол> (smergasbord) – это манера подавать пищу. Во всех отелях завтраки подаются именно так и ассортимент впечатляет. Постоянно в нем присутствуют: различные виды селедки, другой соленой и копченой рыбы, паштеты, мясная нарезка, колбасы, овощные салаты, сыры, мясные и рыбные горячие блюда, супы, йогурт, десерты в виде фруктов, муссов и желе, сладкой выпечки.

Говорят, особенно обилен и привлекателен рождественский <шведский стол>, насчитывающий до пятидесяти самых лучших блюд. В шведской кухне практически не используются приправы и специи, отменный вкус блюд создается высоким естественным качеством исходных продуктов. К местным деликатесам относят блюда из оленины и лосятины, раков, икру ряпушки, лососину.

1 мая в Швеции один из крупнейших национальных праздников. По этому поводу в 10 утра отряды неформалов и прочих личностей начинают маршировать по улицам Стокгольма, выражая свои протесты и несогласия. Город как правило наводнен тучами полицейских, которые охраняют этих неформалов от других жителей – неформалов в Швеции и немного и полиции проще приставить к каждому неформапу по полицейскому.

По шведскому радио и ТВ идут репортажи о бесчинствующих толпах, но поверьте, даже до наших фанатов футбола им еще очень далеко! Пара разбитых витрин и десяток машин, вот все, на что способны эти милые люди в пестрых одеждах. Тем не менее, 1 мая закрыты почти все магазины и открыты все музеи. Именно поэтому день идеален для осмотра города.

Старт был дан в 7 утра (напомню, в Москве уже 9, поэтому это совершенно не напряжено даже для самых отъявленных сонь!). До Стокгольма – станции Медборгарплатз (Medborgarplatsen) – поезд домчал нас всего за 20 минут. В Стокгольме фантастическое метро, есть очень красивые станции и в нем стоит прокатиться, даже если вы не планируете никуда конкретно ехать. Мы прошли по югу города – Седермальму (Sodermalm) мимо церкви Анны (а не здесь ли на крышах и жилы Карлсон, смотрите внимательнее!) до смотровой площадки, откуда открывается потрясающий вид на город.

Со смотровой площадки удобный спуск к шлюзам, соединяющим море и озеро Малерен и к Старому городу. Утром он тих и безлюден. Рыцарский остров (Ridarholmen) тоже встретил тихим безмолвием. Как прекрасен Стокгольм в эти часы!

В 10 утра мы прошли на экскурсию в Ратушу (Stadshus). В ней проходят банкеты по случаю вручения Нобелевских премий, сидит стокгольмский градоначальник и по субботам ведется роспись молодоженов. Сочетаться браком в Ратуше не только бесплатно, но и очень почетно! Запись идет на многие месяцы вперед.

Свидетельство о браке вручают обычно замы мэра, а самая длинная церемония идет менее 3 минут, столько там желающих. Экскурсии идут на шведском и английском, но у входа можно взять брошюру на русском с описанием всего, что вы будете проходить по ходу экскурсии. В 12 мы были уже у Королевского дворца, где частенько по случаю 1 мая бывает Король и смена караула в особой торжественной форме. Начинается чуть позже обычного, с участием парадных оркестров, конников и т. п. Нередко церемонию посещает сам Король. Интересно.

Я видел короля дважды, но в этот раз нам не повезло и из первых лиц был только премьер-министр Швеции (фактически же именно он – первое лицо в стране). К обязательному посещению рекомендую: Старый город (Gamla stan), Скансен (Skansen), Корабль Васа (Vasa – главный шведский корабль), Музей естественной истории (Naturhistoriska riksmuseet) с уникальными экспонатами флоры и фауны; в этом же музее – кинотеатр Космонова (Cosmonova).

Он находится на станции метро Университет, кинотеатр уникален тем, что в нем купольный экран и картинка вокруг Вас, демонстрируют фильмы о природе с фантастическими видами, восторг обеспечен и детям, и любому взрослому. Парламент (Riksdagshusset) на (Helgeandsholmen), прямо напротив Королевского дворца и с которого начинается торговая пешеходная улица Дроттнинг (Drottninggatan), выходящая на площадь Сергелс (Sergels torg) с которой удобно попасть в крупнейшие торговые центры города Олен (Ahlen), НК (NK), Гллерея (Gallerean), ХМ (H&M); церковь Риддархольм (Riddarholmkirkan XIII в.).

Так же можно посмотреть: Национальный музей; Музей современного искусства; Музей науки и техники; Морской музей; церковь Св. Николая (XIII в.). Советую просто побродить по городу и попытаться понять его жизнь. На улицах Стокгольма встречается масса удивительных скульптурных изваяний. Много полезной информации о городе можно найти на сайте stockholm.ru. Если вы хотите поехать в котетджи в Швеции, очень рекомендую пользоваться напрямую компанией Novasol, так как у них можно забронировать коттеджи без накруток.

Кроме этого там есть коттеджи всех уровней классности, в то время как большинство турагенств продают туры в топовые коттеджи. Кроме Швеции компания занимается коттеджами в Норвегии, Дании и других странах Европы, очень полезно для изучения!

Вечером 1 мая количество пьяных на улицах достигает годового апогея, ходить не опасно, но лучше вечером забраться в уютный ресторан и отведать, например, оленины с брусничным варением. У шведов великолепная кухня! На осмотр Стокгольма у неопытного туриста уйдет минимум 3 дня, учитывайте это при планировании поездки. Из Стокгольма Вы можете отправиться на Готланд (Gotland), включенный ЮНЕСКО в разряд особо охраняемых. Остров находится в 90 км от Швеции в Балтийском море.

2 мая в 8:30 наша экспедиция выехала из Стокгольма в направлении города Никопинг (Nykoping) по дороге E4. Дорога пролегает через живописные районы Швеции, это очень увлекательно и ничуть не утомительно. В пути вы можете посетить ряд достопримечательностей, которые мы в своей поездке обошли вниманием: Содерталье (Sodertalje), дворец Тульгарн (Tullgarns slott), Кольморден (Kolmorden park) – природный парк с территорией в 250 га, в живописном экологически чистом лесу, на берегу Балтийского моря, в котором собрано около тысячи животных и птиц со всего мира и сафари-парк (убить минимум день в Швеции на посещение зоопарка не разумно, в этой прекрасной стране есть и более интересные вещи!).

В городе Линкопинг (Linkoping) мы повернули на дорогу 34. Если продолжить путь до магистрали Е4, то можно добраться до одной из значимых достопримечательностей Швеции: города и замка Вадстена (Vadstena), Йонкопинг (Jonkoping) и Хускварна (Husqvarna). К 13:00 мы въехали в Виммербю (Vimmerby). Парк в Виммербю не идет ни в какое сравнение с Юнибакен (Junibacken) в Стокгольме. Юнибакен, я считаю, даже и не стоит посещать – трата времени!

К нашему сожалению на входе парка висел большой плакат, где на чистом шведском было написано, что парк в этом сезоне закрыт на реконструкцию, но рядом с парком есть сад Астрид Линдгрен, в котором мы так же можем ознакомится с жизнью великой писательницы. В домике около этого самого сада я и обнаружил дверь в парк. Беспрепятственно попав на его территорию, мы обошли его весь и остались очень довольны. Посещать такие парки гораздо приятней, когда там никого нет – одно удовольствие, да еще и бесплатное, так как ни одной кассы мы не нашли (вход для взрослого стоит 80 крон, для ребенка – 55).

Информацию о парке рекомендуем изучить перед отъездом на сайте www.vimmerby.se. Пообедав в кафе около парка мы выдвинулись в Кальмар (Kalmar). Если в начале пути нам сопутствовал дождь, к Виммербю он прекратился, то Кальмар встретил нас солнечной погодой.

В город мы прибыли к 17:00. Информацию о нем можно посмотреть на www.kalmar.se. После его осмотра мы выдвинулись на остров Эланд (Oland) по дороге ©137. Информацию об острове можно найти на сайте www.olandsturist.se. Мы приняли решение пройти в этот день максимальное расстояние в сторону города. Мальме (Malmo) по шоссе Е22 и заночевать в городе Карлскрона (Karlskrona) , куда мы и добрались к 20:00. Немного в стороне от дороги Е22 находится уникальный регион Швеции, называемый Царство Стекла (Glasriket), при наличии времени его можно посетить.

Утром 3 мая в 8:30 мы продолжили путь в сторону Мальме (Malmo) по шоссе Е22. Если свернуть чуть-чуть в сторону и поехать по побережью, то можно посетить два замка: Глименге (Glimmengehus) и Сванехольм (Svanenholms slott). Немного напутав с дорогами в 12:00 мы приехали в третий по величине город Швеции – Мальме. На нас Мальме произвел впечатление симпатичного города и в целом он нам очень понравился. Я думаю настолько, насколько москвичу может понравится Ярославль. На Мальмехус смотреть особо не стоит.

Зато церковь Св. Петра в центре, вокзал с огромными стоянками велосипедов, утопающие в майской зелени городские парки заслуживают внимания и производят впечатление мира и спокойствия. В городе милая рыночная площадь, на которой мы нашли ресторанчик для обеда. В Мальме подают к блюдам кортошку удивительного ярко-желтого цвета.

Пробыв 3 часа в 15:00 мы выехали в Копенгаген. В 2000 году через пролив Эресунд (Oresund), разделяющий Мальме и Копенгаген был построен уникальный мост, соединивший Швецию и Данию. Длина дороги составляет 16 км, из них 8 км по мосту и 3 км в тоннеле. Подробнее о сооружении можно прочитать на сайте. В 2006 году стоимость проезда по мосту для 1 машины составляла 290 шведских крон.

Помните, что пересекая этот мост вы пересекаете границу двух государств. В настоящее время дополнительной визы Вам не требуется, но следует помнить, что с другой стороны Вас могут досмотреть, хотя это исключения из правил. В Дании действует своя валюта – Датская крона (DKK).

Перед выездом посмотрите на курс рубля к датской кроне и запомните коэффициент. Потом Вам будет легче переводить цены в магазинах и оценивать целесообразность покупки. В поездке с нами всегда были кредитные карточки. Они очень полезны в Скандинавии, так как принимают их даже в любом сельском магазине. При этом вы не теряете на комиссии при обмене денег. Но немного наличной валюты иметь при себе все же стоит, об этом чуть позже. Мы же приняли возможно и верное решение – Датскую крону не менять, так как покупать в магазинах мы ничего не планировали, а шоколадки и бензин продают на карточки.

Копенгаген как обычно встретил нас суетой. Уезжая с севера на юг Швеции постепенно начинаешь ее замечать. Копенгаген по ее уровню не уступает Москве. В городе проживает около 1,5 млн. человек (вместе с пригородами). Это самый крупный город в Дании. Мы оставили машину в самом центре и пошли от Ратушной площади, где находится статуя трубачей, по Стрегет – длинной пешеходной улице, ужасно суетной, с многочисленными небольшими кафе и магазинами, притягивающими достижениями датского дизайна.

Город произвел на всех без исключения гнетущее впечатление, т. е. не понравился. После ужина в 20:00 мы двинулись на юг по шоссе Е20 в сторону города Оденсе, расположенного на острове Фюн (Fyn). Острова Зеландия и Фюн соединены мостом длиной 6 км, мост платный, стоимость проезда 220 датских крон. К 21:30 мы добрались до города Оденсе (Odense) и забронированного отеля Scandic Odense. Пробег за день составил 420 км.

4 мая в 9:00 мы выехали в направлении города Колдинг (Kolding) по дороге Е20, с которой затем съехали на дорогу 28. Целью нашей поездки был парк Леголенд в городе Биллунд (Legoland, Billund). В 10:30 мы были на месте. Поверьте, здесь есть на что посмотреть. На огромной площади сооружены целые города, скалы, здания, и все – из маленьких кубиков Лего. Это фантастическое по красоте зрелище и развлечение, на которое не жалко убить день. Цена входного билета на день – 190 датских крон.

Довольны были не только дети, но и все взрослые. Кроме действующей инфраструктуры из Лего в парке масса увлекательных аттракционов. Информацию о парке рекомендую проверить перед выездом на сайте legoland.dk. В 14:00 довольные мы отправились в обратную дорогу к городу Оденсе. На острове Ютландия, на котором находится Биллунд, есть еще ряд достопримечательностей среди них город Орхус (Arhus). Мы приняли решили что лишние 200 км не стоят того, что мы там увидим и направились к Оденсе чтобы оттуда попасть в замок Эгесков (Egeskov slott) . В 15:00 мы были на месте.

Дороги в Дании отличаются от Шведских дорог несколько худшим качеством дорожного покрытия. При этом на многих участках скорость движения ограничена 110 км/ч, а в некоторых местах ограничений максимальной скорости нет (вот тут уж все отрываются!). Что отметили все – так это специфический <фермерский> запах, сопровождающий Вас на протяжении всего путешествия, иногда надоедает. По краям дорог Дании раскинулись многочисленные поля разных цветов, ветряные мельницы, ветряки электростанций.

Все это создает гармоничный пейзаж. Еще в мае растительность в Дании заметно активней растительности в Швеции, где листьев почти не было. На юге Швеции и в Дании на второстепенных дорогах перед населенными пунктами часто попадались знаки, совмещенные с экранами-радарами, показывающими Вашу скорость. Если у вас превышение менее чем на 10 км/ч, знак мигает одним фонарем, если превышение больше – двумя. Забавные гаджеты. Стоят они здесь не для фиксирования Вас, как нарушителя, а для самоконтроля водителя, если он вдруг забылся.

На обратном пути из парка мы заправились в Дании первый раз, бензин Очень дорогой, лучше заправляйтесь по самому минимуму, чтобы дотянуть до Швеции. К 17:00 мы были уже в городе Оденсе. Городок всем очень понравился. Погуляв по нему с большим удовольствием мы устроились в уютном ресторанчике в исторической части. К нашему сожалению люди там оказались не совсем добрые. После того как мы вкусно поели, мы начали оплачивать счет карточкой. Но тетя с хитрым прищуром сказала, что они берут только датские карточки. Попытки всунуть ей карточки разных русских банков разных систем и форм обслуживания вплоть до Gold не увенчались успехом – тетя их уносила и возвращалась говоря NO.

Так как датский все же отличается от шведского, понять ее я мог с большим трудом. Было видно, что тетя просто дуркует. Ни Евро, ни доллары, ни шведские кроны брать она не желала. В какой-то момент мы даже решили просто уйти, ну не хочет тетя денег. Но тут видимо сказалось воспитание и гордость за свою страну. Пусть хоть здесь не говорят, что русские свиньи. Мы нашли банкомат, обналичили нужную сумму кронами и отдали ей. На сдачу тетя дала нам около 12 крон. Оказалось, что монетки в Дании с дырочками.

Мы наменяли 12 монеток по 1 кроне и в итоге у каждого оказался такой сувенир. Настроение было подпорчено все же, и его пришлось исправлять в баре отеля :), куда мы вернулись около 21:00. Датчане веселый народ и в неторопливой беседе с барменом мы обменивались информацией – он о Дании, а мы о России. В Европе до сих пор считают, что у нас по улицам ходят медведи.

Выбирая наш маршрут я старался увести его от самых популярных маршрутов русских, потому как бывать в тех же гостиницах, куда возят автобусы с русскими, ходить по тем же улицам и ресторанам, где есть наши, часто бывает просто стыдно. Оденсе в этом отношении просто идеален. А про неприветливую оденсевскую тетю мы решили, что она сама найдет себе приключений. Пробег за день составил 330 км. 5 мая в 8 утра мы выдвинулись в обратный путь. В 42 км к югу от Копенгагена находится город Коге (Koge).

В 7 км от него находится Замок Валлё (Vallo slott). Мы в него не поехали. По дорогам Е20 и Е47 мы держали путь в город Хиллеред (Hillerod), в котором разместился один из самых красивых замков Дании Фредериксборг (Frederiksborg slott). В 10:30 мы были на месте. Замок очень красив как снаружи, так и внутри. Впечатляет орган и домовая церковь, модель мира, залы с лепниной, гербы на стенах – замок показался всем нам самым богатым на впечатления внутри из всех, что мы посетили. Поверьте, он даже лучше Эрмитажа.

С удовольствием проведя в замке 1,5 часа мы выдвинулись в город Эльсинор (Helsingor), где расположился замок Кронборг (Kronborg slott) – замок принца Гамлета. В Интернете вы найдете много богатых рассказов об этом замке и городе Хельсингер. В реальности на замок не стоит закладывать и часа пребывания. На осмотр замка у нас ушло примерно полчаса. В 14:00 мы отчалили из Дании на пароме в шведский город Хельсинборг (Helsinborg), находящийся через пролив – его хорошо видно. Паром для одной машины обошелся в 270 датских крон. Мы решили поехать в центр города.

Посмотрев на Данию с панорамной площадки мы выдвинулись в 16:00 в Гетеборг (Goteborg). Дорога до города заняла 2,5 часа. Сил на осмотр города уже практически не было, побродив немного по старой части города мы вышли в порт. Город портовый, и следовательно очень суетной. Много трамвайных линий и они там как основной вид транспорта. Город понравился, но если сравнивать его с тем, что мы уже посмотрели за эти дни, то особого впечатления он не произвел. Побывали для галочки. Если верить описаниям в туристических справочниках, то мы все самое интересное видели.

Информацию о Гетеборге посмотрите на Goteborg.Se. Пробыв в городе максимум час мы поехали дальше, наметив для ночевки город Скара (Skara). В Скаре мы быстро отыскали отель, хотя для ночевки были и более бюджетные варианты. 6 мая. Погуляв по утреннему городу мы выдвинулись к замку Лэке (Lacko slott), расположенному в 20 км от города Лидкопин (Lidkoping) в живописном месте на берегу озера. Осмотрев замок мы выдвинулись в направлении Стокгольма. Наша поездка подходила к концу.

По дороге мы заехали в город Эребро. С одной стороны – чтобы пообедать. С другой – осмотреть дворец Эребро (Orebro slott). В городе Эребро есть ряд интересных в архитектурном плане сооружений, заезжайте – не пожалеете. На все у нас ушел час. Далее по плану стоял Грипсхольм (Gripsholms slott). Полученный культурный шок от всей поездке видимо уже сказывался. Мы банально пропустили поворот на замок, а когда поняли, что сбились с курса, то ехать в обратный путь не было никакого желания.

Мы благополучно вернулись в Стокгольм, разместились в отеле Nordic Sea Hotel в самом центре и пошли побродить по вечернему городу. Получив отличный ужин в Старом городе на обратном пути мы фотографировали вечерний город – он великолепен! Пробег за день – 340 км. 7 мая перед паромами был отдан на знаменитый стокгольмский шопинг, когда можно купить отличные вещицы почти за бесценок, надо только не лениться ходить по магазинам. В воскресение магазины открываются в 11-12 часов дня и работают до 15-16. Народу – тьма.

Но если приходит к открытию, то есть шанс быть в очереди к кассе 10м. В Стокгольме изумительный шопинг. Цены тут ниже Московских в 1,5-2 раза и вещи очень приличные. Шанс, что в точно такой же вещи придет Ваш коллега равен нулю. Сдав отель мы выдвинулись к терминалу Викинга. Посмотрев на то, как причаливает махина – паром с Аландских островов – в 17 мы уже отплывали в Хельсинки. Вечер прошел за неторопливым ужином и обсуждением всего путешествия.

Было ясно одно – все больны Швецией и уверен, они туда приедут еще раз. Пусть не в этом же году, как все это планировали, пусть самолетом – так быстрее, но побывавший однажды в Швеции обязательно вернется в нее. Следующий день 8 мая прошел в быстром передвижении к России. Паром причалил только в 11 часов по Финскому времени, часы, подаренные нам Швецией начали у нас отбираться. Границу мы прошли быстро. Если в течении поездки вы покупали вещи, то вам настоятельно я рекомендую оформлять из ТаксФри (TaxFree).

В этом случае на границе Вам вернут часть налогов. Единственное условие – упаковка ТаксФри не должна быть нарушена! Деньги возвращают ПОСЛЕ прохождения финской таможни но ДО нашей границы. Заранее заполните чеки с указанием домашнего адреса и номера паспорта, чтобы не тратить на это время в домике на границе, где возвращают деньги. На Российской границе не забудьте заполнить декларацию о ввозе автомобиля и всех ценностей, находившихся во временном вывозе.

Здесь Вам потребуется декларация, заполненная при выезде. В 16 мы были уже в России, отобравшей у нас снова час вперед. В 18-00 мы преодолели Санкт-Петербург, к 2-00 9 мая мы были на МКАД. Мы снова умышленно допускали ошибку пути туда – проехали Питер без остановки. Но и рисковать, оставляя на богатый митингами день 9 мая, мы не решились. За все время было пройдено около 5000 км. Машины не подвели, был получен ценнейший опыт автопробегов, который я и постарался донести до вас, уважаемый читатель. Из поездки было привезено 10 кг макулатуры в виде брошюр и 1500 фотографий в виде файлов.


Поиск дешевых авиабилетов

Totugo.flights – сервис поиска авиабилетов по всем авиакомпаниям.

Купить турпутевку по лучшей цене

Travelata и Level.travel – онлайн-поиск лучших турпутевок по 120 туроператорам. Их достоинства: гибкие настройки, удобство и простота покупки туров.

Как найти жилье в путешествии

Totugo.com – поиск лучшей цены на отели по всему миру, позволяет хорошо сэкономить. Очень рекомендуем!

Booking.com – классика жанра, самый популярный сайт бронирования отелей.

Аренда авто

Rentalcars.com – аренда автомобилей по всему миру, сравнение цен среди сотен прокатных компаний.